Здравствуй дочка. Запишем продолжение лекции о влиянии гормонов на психику.
Итак, 14-15 лет минуло. Что дальше? А дальше идет самоопределение – кто я? Какой я? Что я могу? Чем я отличаюсь от других? Ответ на эти вопросы очень важен для подростка, и в это время очень часто подросток становится в оппозицию к родителям: вы - такие, я – такой. Я не хочу быть на вас похожим. Почему? Обратимся к гормонам.
Что в данный момент происходит с ребенком? Для начала разберем, что происходит с мальчиком. Мальчик с удивлением замечает, что вокруг, кроме мальчиков есть еще и девочки (раньше он на это не обращал внимания), и девочки уже другие – они стали яркими, притягательными… в общем - интересными. А каким стал он? В ответе на этот вопрос и кроется поведение 16-тилетних. Если сознание развито, инстинкты заложенные работают правильно, то сложностей обычно не возникает. Если же в период начала полового созревания были проблемы с гормональной сферой – то не достаточно развитое сознание подталкивает подростка к действиям, при которых он заведомо будет в центре внимания – внутреннее ощущение не достатка в развитии (может быть и на подсознательном уровне) заставляет подростка добиваться внимания противоположного пола. И в этом есть свои плюсы. Если добиться внимания удается, и удается какое-то время это внимание удержать – подросток чувствует свои силы и это придает ему уверенности. От чувства уверенности взрастает и количество гормонов, выравниваясь к норме.
Сложнее с теми, кто так и не добился внимания противоположного пола – их самооценка значительно понижается, понижая, таким образом, и уровень гормонов – становится еще хуже. Наступает самый сложный период в жизни подростка - постоянно встает вопрос – что делать? Как обратить на себя внимание? В этот момент в организме наблюдается скопление не активных гормонов, которых очень много и они «давят» на рефлексы, заставляя подростка совершать не обдуманные действия. Действия действительно не обдуманные, т.к. большой уровень гормонов требует большой активности – гормоны должны действовать. Методы действия при этом разные – кто-то начинает заниматься спортом, улучшая фигуру, кто-то по-другому расходует гормоны, но есть и такие кому лень… Элементарная лень толкает на поступки, для совершения которых не нужно прикладывать ни каких усилий – это и пьянство и наркомания, воровство и т.д. т.е . что бы такое сделать значимое – в глазах подростка – но без усилий. Такой подход самый опасный. В этот период закладываются основы деятельности на всю оставшуюся жизнь, т.к. организм подходит к периоду 18-19 лет – это тот уровень гормонов, который еще долго будет держаться в организме. Как молодой человек будет реализовать себя в 16-17 лет, такой образ мышления и действий сформируется к 19 годам, таким человек и будет в дальнейшем.
Все дочка, на сегодня. Продолжение будет.
Твой Учитель