27.10.2013

    Эльза приготовила завтрак, и пошла посмотреть, как себя чувствует хозяйка. Та лежала с закрытыми глазами, на животе её спал кот. Эльза поправила тихонько одеяло, но старуха открыла глаза. Эльза накапала капель и помогла ей выпить.
    - Сядь-ка, девка, поговорим с тобой, - хозяйка чуть повела рукой, приглашая её сесть. Девушка села.
    - Что это ты без конца прощения просишь, - спросила она. - Я такое никогда не видела. Ты вообще какая-то блаженная. У тебя, случаем, с головой всё в порядке?
    - Да не беспокойтесь, всё у меня нормально с головой, - Эльза покачала головой и вздохнула. - Разве плохо, чтобы так все люди друг к другу относились? Вот вам разве плохо, что кто-то ухаживает за вами, беспокоится о вашем здоровье?
    - Это вообще-то должны были делать дети мои, - помолчав, грустно ответила хозяйка.- И я никак не пойму, почему это делает совсем чужой мне человек.
    - Неисповедимы пути Господни, - ответила Эльза. - Если Он так Попускает, может на это есть какие-то причины. И не будет ли правильным с вашей стороны просто благодарить Его за то, что Он даёт вам сегодня такую благость Свою? Как, впрочем, мы должны благодарить Отца нашего Небесного и за те испытания, которые Он Попускает нам за что-то. Ведь просто так, ни за что, и волос не упадёт с головы детей Его.
    - Да-да, так и есть, - старуха закивала головой. - Если ты так размышляешь в своём таком молодом возрасте, кто же учил тебя таким мудрым вещам? Неужто твоя лекарка? Кто же она такая? И откуда вы взялись здесь?
    - Да, меня учила всему моя лекарка, потому что моя мать отдала меня на обучение. Мы ходим по белу свету и лечим людей, а что вас так удивляет? Что здесь такого удивительного?
    - Да здесь-то нет ничего удивительного. Удивительно то, что ты по молодости лет такая умная уже. Вот я учу своих детей, а они ведь не такие. Они не хотят просто быть такими. Как же так? В чём тут секрет?
    Эльза помолчала.
    - Вы когда огурцы садите на огороде, у вас что вырастает? - вдруг спросила она.
    Старуха онемела. "Точно блаженная, - подумала она. - Вот приютили на свою голову! Этак она нас как-нибудь и того…"
    - Так… это… чего садим, того и вырастает…так, а как же по-другому то…
    - Вот видите! - спокойно рассуждала Эльза. - Вырастает всегда то, что люди садят.
    То есть что получается, если кто-то растит детей, то они получаются такими, какими их растят их родители. Вот с кем водится ваш сын? С кем он дружит?
    - Да с кем дружит… - старуха воодушевилась. - Дружит с дружком своим, пьяница ещё тот, и родители у него такие же пьющие.
    - Что же получается, что родители пьют, и сын, глядя на них, тоже пьёт, да?
    - Ну, да! - обрадовалась старуха. - Конечно же! Это ведь очевидно! А у соседей ихних, - воодушевилась хозяйка, в соседнем доме, тоже пьют, и дети, и родители. А напротив - девки две, ох, и гуляют! Так ведь мать-то у них, такая вольная женшына - ух! - смаковала старуха.
    - Подождите, - попросила Эльза. - А ваших детей кто воспитывал?
    Хозяйка опять замерла. Внимательно посмотрела на Эльзу, соображая, то ли она придуряется, то ли серьёзно такие вопросы задаёт.
    - Как это…кто воспитывал… а кто их воспитает при живых родителях… мы с отцом и воспитывали… а ты думала кто?
    - А почему же вы тогда удивляетесь, что они получились какие-то не такие, если вы их сами и воспитывали?
    Старуха удивлённо смотрела на Эльзу, не видя её. Она даже не разозлилась на неё за такой "неудобный" вопрос, потому что она и сама вдруг задумалась, как же так вышло, что она недовольна своими детьми? Потому что она бы очень хотела, чтобы дети её были такими, как вот эта девка. Какая-то она особенная. Она ещё не могла объяснить это понятно для себя, какая, но какая-то она не такая… И такая от неё исходит… благость, что ли, или свет какой-то, чистота какая-то, доброта… Она не могла уложить в своей голове это понятие и тем более облечь его в слова.
    - Вы не задумывались над тем, что вы что-то делаете не так? - мягко и нежно спросила Эльза. - Не задумывались, что дети ваши будут делать так же? Когда вы поступаете не по - Божески, не по совести, что когда-то дети, научившись этому от вас, будут делать так же, и своё умение направят против вас же!
    - Это как это?! Против матери-то? - старуха смотрела на Эльзу круглыми от удивления глазами.
    - А что? - простодушно размышляла Эльза. - Если этому учит мать, значит, это можно делать. Если делает мама, почему не могут делать дети? Если человек пьёт, он ведь не понимает иногда, что творит. Так ведь?
    - Ну, бывает и так…
    - А если он не понимает, что творит? Какая ему разница, против кого он направит своё умение, которое перенял у мамы? Которому его научила его мама?
    - Это что же, я виновата, что мой сын пьёт?
    - А муж ваш пил?
    - Пил.
    - Тогда может это он привил вашему сыну эту пагубную привычку, это он показал, что пить можно. А вы в конце закрепили в нём уверенность, когда тоже стали пить вместе с ним. Вам бы нужно было бороться вместе с дочерью, да молиться за сына, тогда бы вы помогли ему. Вы же не подумали как следует, к чему приведёт такое ваше поведение.
    Старуха как будто очнулась. Она нахмурилась, и строго взглянула на Эльзу: "Ты что это, ещё будешь учить меня, как мне детей своих воспитывать? Да ты кто такая! У тебя ещё молоко на губах не обсохло! Ишь, какая учительница выискалась"!
    - Простите меня, пожалуйста! - Эльза опустила голову. - Простите, мне показалось, что вы хотите понять, почему вы недовольны своими детьми. Я хотела только помочь вам правильно поразмышлять.
    - Иди-ка, занимайся кухней! Размышляет она. Накрывай на стол! В зале!
    Эльза пошла накрывать на стол, а хозяйка крикнула дочку и велела ей одеть себя. Дочка удивилась, что мать сможет встать к столу, но стала одевать её и помогла дойти до залы. Эльза накрыла стол и стояла ждала, когда все усядутся. Ей хозяйка тоже разрешила сесть вместе со всеми.
    Завтрак всем понравился. Настроение у хозяйки поднялось, она стала выспрашивать у Эльзы, чему же учила её лекарка. Убирая со стола, Эльза произнесла, что её учили, как нужно правильно жить на земле. Хозяйка засмеялась, взглянув на дочь и давая ей понять, что эта девка точно блаженная.
    - А что конкретно, - сдерживая свою иронию, - допытывалась старуха. - Ну, вот как это правильно нужно жить на земле? Это надо, идя за водой, брать вёдра, или сойдёт и решето? - потешалась она.
    - Кое-кто ходит за водой и с решетом, - спокойно ответила Эльза. - Нехорошо осмеивать чужих учителей, нужно с уважением относиться к любому человеку на земле. Очень вредно для каждого человека судить кого-то, ведь сказано, что не судите, да не судимы будете. И очень полезно собирать крупицы мудрости в свой узелок, да хранить его зорко, да не давать никому ни на поругание, ни на посмеяние. А кто в решето складывает, тому нету пользы от этого.
    - Ну, хорошо, хорошо, не обижайся, - примирительно произнесла хозяйка. - Чему же такому научила тебя твоя лекарка?
    - Всему, что умеет сама.
    - Не хочет она говорить, ну, что ты к ней пристала, - заступилась за Эльзу дочка хозяйки. - Наверное, учила лечить. Да?
    - Да, и этому тоже, - Эльза ушла на кухню мыть посуду. Мать с дочкой остались наедине.
    - Вот поучись у неё чему-нибудь, - назидательно сказала мать, - не смотри, что ей годков всего двадцать, она за пояс кого угодно заткнёт.
    - И чему же я должна у неё учиться? - спросила с еле скрываемым раздражением дочка. - Всему, чему можно было, меня научила ты.
    - А вот хотя бы тому, как надо разговаривать с матерью, - раздражение передалось и ей.
    - Как научили, так и разговариваю, - парировала дочка, уходя в свою комнату от назревающего очередного скандала.
    - Ну, что ты мне скажешь на это? - спросила хозяйка, когда Эльза вернулась с кухни, и стала подметать пол в зале.
    - Вы же не хотите слушать мои объяснения, - мягко ответила Эльза. - простите, что я вам навязывала свои нравоучения.
    Хозяйка бросила длинный и злой взгляд на Эльзу, и раздражённо отвернулась к окну.
    - Помоги мне дойти до кровати, - сказала она через какое-то время, немного поостыв. Эльза помогла ей улечься, и стала натирать ноги мазью, массировать их и согревать.
    - Если вы хотите вылечиться, вам придётся научиться выполнять кое-какие условия. Вы ведь помните, что сказала вам моя наставница?
    - Да помню. Что-то там есть нельзя, пить тоже.
    - Да, пить нельзя совсем. В этом она вам помогла. Нужно продолжать принимать капли от влечения к вину. Вам стало легче? У вас есть тяга ещё пить?
    Хозяйка удивилась: "Так это твоя наставница меня от вина отучала, что я чуть не померла?"
    - С вами бы ничего не случилось. Зато теперь вам будет легко освободиться от этого пристрастия, негоже, когда женщина пьёт, и здоровье её уходит, как вода сквозь песок.
    - Это так… - вздохнула старуха. - Когда помер мой муж от пьянства, я прямо не знала, радоваться мне, или плакать. И сил не было смотреть на их пьянки многодневные, и с другой стороны - работник-то он был хороший. Руки золотые. Сама вон посмотри, вся мебель в доме его. И сына приучал. А теперь что… Болтается пьяница проклятый не у дел.
    - Нельзя такие слова произносить. Ни про мужа уже нельзя плохо говорить, ни про сына тем более. Это плохо скажется на его поведении. Как мать произносит, так и сбывается.
    - Да что ты такое говоришь, типун тебе на язык, - хозяйка сердито посмотрела на Эльзу. - Это тебя твоя лекарка этому научила?
    - Да, - ответила Эльза, - всё, что я вам говорю, это те знания, что дала мне моя наставница. Почему вы всё время переспрашиваете? Мне всего двадцать лет, откуда бы я всё это знала? Вот даже вы многого не знаете из того, что я говорю.
    - Почему я должна тебе верить? - задумчиво произнесла старуха. - Тебе и твоей лекарке.
    - А вы глазам своим тоже не верите? - ответила Эльза.
    - Отчего же, - бабка посмотрела на Эльзу с интересом. - Глазам-то своим я как раз и верю!
    - Тогда что же, вы уже забыли, как прирос к своему месту сломанный цветок? И забыли, что вам уже не хочется пить вино? И ноги ваши уже не свербят и не выкручиваются так, что вы по полночи не спите?
    Старуха молчала, глядя на Эльзу, но не находила, что ей ответить. Да, действительно, всё было так. Но какая-то внутренняя злость и вредность не давали ей признать это прямо.
    - Да, у вас не хватает духа признать, что это чистая правда, - вздохнула Эльза.
    Старуха вздрогнула, потому что эта девка как будто мысли её читала.
    - Думали ли вы когда-нибудь о том, - Эльза укутывала ноги старухи платком из собачьего пуха, - что весь мир держится лишь на Великой Любви Бога? И что Он призывает каждого своего ребёнка, а ведь мы все дети Бога, тоже любить друг друга! В любой религии есть одни и те же призывы, например: возлюби ближнего своего, как самого себя. Каждому народу Бог дал одни и те же заповеди, только немного разными словами выраженные. А суть-то у всех одна и та же - Любовь, Терпение, Смирение, Кротость, Мера во всём. Или вы с этим тоже не согласны?
    - Со словами Бога я согласна, - твёрдо кивнула головой хозяйка.
    - Ну вот! - радостно развела руками Эльза. - Вот это всё моя наставница и объясняет, и учит меня жить так, как написано в этих заповедях. Жить правильно.
    - Ну, правильно, - удивлённо подтвердила бабка, - я и сама это всё знаю.
    - Так почему же вы тогда сомневаетесь в том, что можно ли верить мне и моей наставнице? - подвела Эльза все рассуждения к тому, с чего начался этот разговор.
    - А я и не говорила, что я вам не верю… - медленно произнесла старуха, отчётливо вспоминая, что именно это она и говорила.
    - Вот видите, вот вы и вспомнили, - обрадовалась Эльза, чем окончательно сбила бабку с толку. Та недоумённо посмотрела на девушку, помолчала, потом прищурила глаза и, погрозив ей пальцем, проговорила: " Ох, и хитрая ты!"
    -Да какая же я хитрая! Вы ещё хитрых не видели, - рассмеялась Эльза. - Пойду заварю вам чаю из трав, вам надо свой организм прочистить от всяких загрязнений, а завтра нам с вами нужно протопить баню, и хорошенько пропариться в травах.
    Она убежала на кухню, а старухе вдруг стала так грустно, и так себя жалко, что на глаза её навернулись слёзы.

 

Go to top