(Глазами ребёнка)
    Там, где я – там середина. Центр земли. Я – та точка, возле которой всё собрано, всё построено, всё расположено.
    Огород, где я хожу рву паслён по картошке. По забору – ещё зелёный крыжовник (ну, да это ничего!), справа – заросли малины, а перед ней – такие ягоды в почти прозрачной шапочке. Если прижать эту шапочку к ягодке, можно увидеть, она уже красная или ещё зелёная. Бабушка называет её клюквой. Я думаю, она растёт в Африке. Очень африканский вкус. (Физалис).
    Чуть выше – глубокий погреб. Но я одна не могу туда попасть, надо с бабушкой. А там – просто раздолье. Бочки с капустой, помидорами, арбузами. Дальше – стайки с курями, загород с коровами, овцами, и через заднюю калитку – выход на улицу. По тропинке вверх – и вот она, гора. По ней можно гулять до самого вечера и не надоест. Там столько разных красивых камней и маленьких цветочков! Они такие маленькие, что рассмотреть их могу только я, потому что я тоже маленькая. Взрослые их не замечают. Они все бегут куда-то, им всё время некогда. Только бабушка всегда со мной. Единственный нормальный человек в этом мире. И хотя она весь день хлопочет по хозяйству – всё её внимание отдано мне. Никогда она не отмахивается от меня – отстань, мне некогда. Никогда.
    Наша излюбленная тема – как жили раньше. Когда именно было это раньше, я не заморачивалась,( наверное 200 лет назад), так же как и фактом присутствия там бабушки. Интересны были сами события. Даже когда приезжал на обед дедушка и бабушка садила нас кормить, все мои вопросы сводились к одному: а раньше так было? А раньше как было? А раньше так же было?
    (Глазами взрослого)
    Бабушка с дедушкой очень серьёзно отвечали на мои вопросы, что давало мне ощущение равности с ними, своей значимости. Они интуитивно давали мне упражняться в чувстве собственного достоинства, примерять его на себя, к себе, чувствовать его силу, его действие на настроение, самочувствие, на Душу и Дух.
 
    (Глазами ребёнка)
    Когда мне надоедает сидеть возле бабушки, я ухожу. Гуляю сама по себе. Сижу на тёплых скалах, греясь в лучах яркого солнышка и любуясь мелкими цветочками часиков или куриной слепоты. А если ещё догадаешься взять в карман кусок хлеба с солью, можно не возвращаться домой до вечера. Нарвав вшивика, это такой тонкий стебель горного лука (или чеснока), можно сытно подкрепиться. Но чтобы отыскать его в траве, нужен зоркий глаз. На тонкой нижней половине стебля у него едва заметные поперечные полоски.
    Если идти вдоль горы вправо минут 15, то можно уйти к матери с отчимом, но я туда не хочу. Там пасмурно. Там все заняты своими делами и меня не замечают. Я как будто невидимка. А у бабушки с дедушкой хорошо. Здесь всегда солнце. Здесь у меня на душе хорошо и солнечно. Здесь – мой дом. А там - нет, не мой дом. Там – какая-то ошибка, недоразумение, тягучая обязанность. Ну почему мне нельзя жить здесь всё время? Почему меня заставляют переходить уже туда, потому что надо ходить в школу. Как будто отрывают меня от родного и близкого, и гонят в чужое и неприветливое, потому что так надо. А кому надо? Мне не надо, бабушке с дедушкой тоже. Им со мной хорошо и весело.
    А тем я тоже не нужна. Они меня всё равно не видят. Так, полы помыть, посуду, огород полить, двор подмести. У бабушки я тоже всё это делаю, но как-то весело, легко, а там – тяжело, пасмурно. Без любви.
    У отчима такие глаза! Даже когда он смеётся, они не меняются. Глаза как у змеи и длинный нос. Я всё время вижу только эти глаза с носом. Это из-за него у мамы всегда плохое настроение. А без него она весёлая и меня любит. А он её как будто тучей окутывает. Один раз приезжала его мама с такими же глазами и со зрачками как у кошки. Они сидели за столом пили, посылали маму за водкой, потому что сами уже не могли сходить. Мама была грустная и пасмурная. Хорошо, что эта чужая бабушка приезжала только один длинный раз. Мне не нравилось, что её звали так же, как и меня. Наверное, я тоже, когда буду старая, буду пить водку и стучать кулаком по столу: «Москва слезам не верит! Москва слезам не верит!»
    А моя родная бабулечка водку никогда не пьёт! И дедушка тоже. Дедушка такой добрый и работает на машине. На ней есть номер, там написано 75-20. Дедушка возит каких-то геологов. Они везде ездят и привозят длинные камни, как трубы. На моей горе таких камней нету, они глубоко в земле. Наверное, я тоже буду геологом. Я тоже люблю камни.
    Однажды зимой мы с бабушкой уже ложились спать, а дедушки всё нету и нету. На работе. И вдруг дверь в темной прихожей открылась, и зашла ёлка. Зашла и стоит. И я стою, смотрю на неё молча, не моргая. А потом за ёлкой кто-то засмеялся и вышел дедушка.  Я прыгала возле ёлки, кричала от восторга, трогала колючие холодные ветки, вдыхала этот сказочный хвойный запах! Дедушка прислонил ёлку к стене и сел на сундук в прихожей разуваться.
    -Иду это я, - говорит, - иду, вдруг Дед Мороз навстречу! Что ты будешь делать! Здрасьте-здрасьте. Он и спрашивает: «Дедушка, а не у тебя ли внучка живёт, слушная да работящая?»
    -Как же, как же, - отвечаю, - у меня конечно!
    - Ну, тогда передай вот ей ёлку-красавицу от меня, от Деда Мороза!
    Тут зайчишка прыг-скок, подскочил ко мне и говорит: « А это от меня ей гостинчик, конфетки сладкие-пресладкие! Пусть она всегда дедушку с бабушкой слушается, помогает по дому, больше ведь помощников нету, кроме неё».

    (Глазами взрослого)
    Дедушка достаёт огромный килограмма на два бумажный кулёк с карамельками всякими разными У меня от стресса теряется дар речи, я только хлопаю круглыми глазами, представляя эту сцену с Дедом Морозом, мотаю головой, подтверждая, что это именно я, слушная и помощница, и что кроме меня действительно помогать некому, и я что, я завсегда полы помыть готовая, да я хоть каждый день! На всякий случай украдкой гляжу на бабушку, потому как дед наш ещё тот сказочник, но бабушка стоит как каменная стена в один ряд с дедом и со всей серьёзностью кивает головой, что, мол, ничего тут такого и нету, к слушным детям завсегда Дед Мороз приходит. Я успокаиваюсь и продолжаю слушать дедовы байки с ещё пущим интересом. И этого воспитательного концерта хватает на целый год.
    (Глазами ребёнка)
    Зимними вечерами дедушка устраивается на сундуке и достаёт свои инструменты. Шило, нитки шёлковые, кусок гудрона, и начинает своё священнодействие. Достаёт все валенки, имеющиеся в доме, и начинает подшивать. Из старых вырезает заплатки, и подшивает к новым, чтобы теплее было. Если успеет. На мне валенки горели, потому что горка ледяная вот она, прямо за нашим огородом. Никаких валенок не напасёшься.
    А однажды, в очередной раз осматривая свои владения  в кладовке, я обнаружила ботинки с коньками. Правда, 43 размер, но ничего! Весь вечер я примеряла их, замучила бабушку, она мне все носки собрала по дому – нет, выпадаю из коньков, что ты будешь делать! Пришёл дедушка с работы, а я сижу на полу зарёванная возле коньков. Дед вздохнул, снял с меня все носки, надел валенки, и прямо в валенках вставил меня в коньки. Затянул покрепче, открыл двери – иди! Кое-как по забору  дошла я до конца огорода, постояла, посмотрела как все катаются на горке, и, не отрываясь от забора, пошла назад. Домой я заползала уже на четвереньках, потому что мои тонкие ножки меня уже не держали.
    (Глазами взрослого)
Целых две недели я мужественно пыталась научиться кататься и, не вынеся мои упёртые страдания, мне купили «снегурки». Лёгкие дешёвые коньки без ботинок, которые привязывались к валенкам – и вперёд!
    (Глазами ребёнка)
    Когда я просыпаюсь, бабушка несёт мне парное молоко. И блины, или оладышки. Бабушка уже на кухне. У всех детей должны быть бабушки, а как же дети могут жить  без бабушек? Они будут всегда голодные и холодные. И всегда будет у них на душе пасмурно. Это плохо, когда на душе пасмурно. Дети тоже вырастут пасмурными. И никого не будут любить. Ни людей вокруг, ни детей; горы, деревья – они ничего не будут любить, что вокруг них. И везде будет пасмурно. Как же тогда жить в таком мире? И мир пасмурный, и люди пасмурные, как будто солнышко спряталось за тучи навсегда.
    Дети должны жить с бабушками и дедушками, потому что они добрые и солнечные. А родители пасмурные и не так обращаются со своими детьми. Не умеют, что ли. Но ведь потом, к школе, всё равно придётся переходить к родителям. Как же с ними жить, ведь привык к бабушке с дедушкой! Нет, не правильно как- то всё идёт.
    А! Во, надо жить всем вместе! Вот как будет правильно! Родители будут смотреть, как надо обращаться с детьми, как надо их любить. И будут учиться. И бабушки не дадут родителям кричать на детей, и при бабушке с дедушкой никто не будет пить водку, и тогда наступит такая хорошая жизнь! Солнечная, лёгкая, добрая, весёлая!
Go to top